Целый месяц почти не писал. И как всегда не потому что не о чем было, а потому что лентяй и слакер. Обещания больше не пропадать давать не буду - так как постоянно их нарушаю. Ну, да вы и так все знаете. Ну и обычный дисклеймер о том, мол, что все это должно было стать пятеркой разных статей - тоже писать не буду. А то что-то как-то посты больно одинаковые стали.
В общем, вот вам выжимки из игровых новостей.
Начну с конца. Мутная новость о том, что мол разработка мифического Титана была перезапущенна и теперь все начали разрабатывать сначала, резко всколыхнула ряды Близззард-хейтеров. Их вообще довольно забавно почитать (они ощутимо смешнее, чем Близз-фаны), но не о хейтерах сейчас разговор. Новость на поверку оказалась слухом. Однако сами Близзард неожиданно отреагировали на этот слух вот в такой манере:
"We've always had a highly iterative development process, and the unannounced MMO is no exception. We've come to a point where we need to make some large design and technology changes to the game. We're using this opportunity to shift some of our resources to assist with other projects while the core team adapts our technology and tools to accommodate these new changes. Note that we haven't announced any dates for the MMO."
Вот собственно, все, что они написали. Вкратце - да, мы решили внести изменения в дизайн игры и в технологию, на которой она базируется. Пока мы передвинем немного наших ресурсов (в смысле - разработчиков) на другие проекты (читай - в первую очередь ВоВ, как самый жирный проект). Ну и ткнули носом в то, что они никогда не говорили ни про какие даты выхода мифического Титана.
Я вот, лично, совершенно не сомневаюсь в том, что разработка Титана как-то велась. Это более чем естественно - у Близзард есть в активе самая популярная (точнее сказать - чудовищно популярная, чья абонентская база больше базы всех остальных вместе взятых ММО игр) и продолжать успех надо. В конце концов в ВоВе уже наметилась ситуация, когда было бы хорошо перезапуститься. А еще лучше - начать новый проект с нуля, дабы применить там уже все знания о том, как надо делать игры. А о том, что знаний этих есть у них - сомневаться не приходится. Да никто и не сомневается, кроме людей, которые ВоВ-то и не видели толком (исключительно бесконечные БГ или игра на пиратке, согласитесь - представления о феномене ВоВа не дадут). Ну так я отвлекся. Так вот, другой разговор КАК именно велась разработка этого самого Титана. Простой ответ - а хрен его знает. Я, в отличии от многих фан-боев и хейтеров - профессиональный разработчик именно тяжелых бизнес приложений и процесс разработки могу себе представить не на пальцах. И совершенно точно знаю - каждый проект разрабатывается уникальным образом. Каким именно - тут не узнаешь. пока разработчики сами не расскажут. А тут нам не рассказали. поэтому обсуждать тут практически нечего.
Дело в том, что тут могут быть много разных вариантов. Если разработка проекта шла от движка и графики, то изменения боевки и гейм-плея вообще мало повлияют на срок готовности. Если же все было заточено под геймплей, который выкинули (что крайне не профессионально, однако...) то проект откинут на самое начало. Возможен и какой-то промежуточный вариант, но как я и говорил - строить выводы из предложенной информации - глупо.
Единственное, что я могу из всего приведенного сказать - если компания-разработчик имеет смелость сказать - у нас все пошло не туда и мы все переделаем - это значит они все делают верно. Самое худшее, что может быть с проектом - когда все понимают, что выходит дерьмо, но продолжают его релизить и пытаются продать. Вот это - и есть фейл. А то, что сделали Близзард - нормальный и естественный момент в разработке. Для сравнения - два фейла из последних. Салем и Даркфолл. От обоих писали кипятком фанаты, ждали манны небесной и прорыва (от Салема - побольше, от ДФ - поменьше, однако...) Что мы имеем теперь? Про Салем не пишут сейчас даже оголтелые фанаты, так как что там теперь творится - без слез и не взглянешь. ДФ же - разработчики просто напросто выкинули из игры основу гейм-плея, за которую его и любили. Кому он сейчас нужен - не знаю. Чувствю, не нужен даже разработчикам. Я, честно скажу, не пожалел потраченных 15 евро, однако - не признать фейл любимого проекта - не получится. Вот он фейл. Сравните с Титаном, который до первых скрин-шотов, даже до объявления даты выхода, перевели на другое направление.
Кстати, я уже в самом первом гайде для новичков писал - Близз явно владеют магией по выпуску хитов. И эта магия в храбрости - взять и выкинуть готовые игры, если они получаются не очень. Вспомните хотя бы Warcraft Adventures и Starcraft:Ghost. А ведь в их разработку были вложены миллионы нефти! И они бы явно окупились, к гадалке не ходи - количество фанатов вселенных Близз превышает любые возможные цифры. Ничего, Близз посмотрели и решили, что эти игры испортят им реноме. И выкинули. Так что новость про Титан вписывается в эту концепцию. Другой разговор - так хочется чего-нибудь новенького... Но вот когда - теперь уже не знаем. С другой стороны, для ВоВеров эта новость даже и хороша - после того, как Катаклизм вышел с переменным успехом, а Пандария - скорее удалась, чем нет, хотя хотелось бы еще большего - к разработке новых аддонов подключатся самые сильные бойцы. Думаю, следующий аддон будет еще лучше. Да, старичек Вов как тот самый доллар - залез на такую высоту и все падает и падает....
Кстати, я так считаю - падение базы подписчиков ВоВ на миллион - это где-то 10%? Я верно считаю? Интересно - у всех игр падение базы на 10% считается провалом?
Залез я для интереса на старые данные mmodata.net посмотреть. Вот, например, в СВТОР объявили о продаже 2 лямов коробок. Потом осталось 1.3 миллиона, потом от полумиллиона до миллона, потом (с введением ф2п) база поправилась, но насколько - никто не знает. то есть колебания были в пределах 50% базы. Ага. Возьмем Аион - падение за два года базы с 4 миллионов до 2.5 - не провал. Ок. Лайнейдж 2 - набрал на пике 2 миллиона - сейчас имеет около 700 тысяч. тоже не провалился. Круто, чё. Рифт - набрал 600 тысяч - через год 250.
У ВоВ же при стартовой аудитории (возьмем стандартно полгода - как правило в это время игру купили все, кто хотел) - 2 миллиона - тут они как раз пересеклись с ЛА2 (которая как раз набрала те же два миллиона через полтора года своего существования), после многих лет существования аудитория явно выросла до 13 миллионов, а потом откатилась на стабильное плато в 10 миллионов. И там живет уже достаточно долго, колбасясь в пределах плюс-минус 10%.
Даже у Eve, которая единственная имеет постоянно растущую аудиторию, чему есть одно объяснение - полное отсутствие конкурентов для фанатов интерактивного экселя в космосе (это была попытка пошутить, не принимайте близко к сердцу), есть несколько падений с 350 до 300 тысяч подписчиков. А это на секундочку более 14% аудитории. Это что - провал?
Блин, ребят, давайте как-то единые критерии для игр вести. Я считаю провал - это когда база упала в два раза. Для ВоВ это будет 5 миллионов. Вот тогда и поговорим.
Да, теперь про ВоВ но уже в плане игры. В КомКоне уже 7 (я офигеваю, дорогая редакция) статиков. То есть у нас как минимум 70 активных рейдеров, а на самом-то деле существенно больше - некоторые еще играют по кросс-серверу в старые рейды, да и ростер многих статиков больше 10 чеовек. У нас, например в К1 - 13 человек. Максимум онлайна. который я застал - 52 человека . Да, и в каждом из статиков есть уже несколько убитых боссов. Контент т14 закрыли кажется три (или четыре?) из семи. Вот полная информация по нашим статикам. И это при том, мы рейдим строго 2/7 по три часа. Я считаю, это и есть успех. Если кому интересно (а даже если и не интересно) буду потом писать очередные соображения о правильном построении комьюнити на демократических и децентрализованных принципах. Я вообще поклонник децентрализации и везде эту идею внушаю. Конечно. люди, которые пришли, чтобы их за ручку водил большой лидер - уходят. Остаются те, кто сам из себя что-то представляет. Поэтому у нас каждый человек - личность. Более того, мало кто из комьюнити разделяет мои или Деквеновские (он лидер ВоВ отделения) взгляды, что не мешает нам находить консенсус. Мы же не воду в ступе толчем - мы боссов убиваем. Так что критерии правоты простые - если босс убит - значит мы правы. Если нет - значит надо еще думать. Но подробнее позже. А теперь внезапно про СВТОР.
Отфармив все ЛФРы шаманкой жены (кстати, что-то никто не хочет ее ругать из опытных шаманов, умениями своими не делится. Хрюндели. На всякий случай - вот ссылка на армори, хотя я ее там забыл в энхе,а там все печально-печально), так вот, отфармив все ЛФРы и еще в воскресенье набрав кап ОД я встал перед вопросом - чем бы еще заняться. Занялся получением Дживса, но что-то быстро перегорел. Рецептики собрал на него, даже чудовищный по своей нудности ГЧГ прошел, а вот реагенты фармить стало влом, так что жду нового просветления (апдейт - собрал таки Дживса. Ни разу не пригодился, пичаль).
И пошел я с расстройства посмотреть - чем там порадует меня любимый СВ:ТОР. Для чистоты эксперимента, ничего оплачивать не стал, дабы быть как все. Так вот, сразу же поделюсь результатами осмотра - играть можно, никакого анального доната не обнаружено. В общем-то, игра на бесплатной учетке обеспечивает полный цикл развлечений от сингл-плеерныйх частей: и прекрасная стори-лайн (никто до нее пока не дотянулся, да и не планирует, насколько я знаю) и неплохая соло-боевка (мне, субъективно она нравится даже больше ГВ2-овой, хотя и та очень хороша) и даже само по себе наличие некоторых элементов РПГ в виде элаймента и выбора вариантов ответов до хоть и урезанного но все-таки нового для ММО развлечения; до урезанного, но вполне достаточного "на посмотреть" развлечения ММОшного. Тут вам и аукцион (максимум пять слотов, конечно, ни о чем, однако в платном еще на тот момент аионе было 10. Ага. Не вру, причем некоторые любители игр от этого издателя говорили, что больше "и не нужно", ну да, не суть - для варианта посмотреть вполне годится) и данжи (три права на дроп с финального босса инста в неделю - опять же вполне нормально, если человек не каждый день играет).
Я вот не так давно наталкивался на статью главного маркетолога БиоВейр, который разливался соловьем, мол - за Ф2П - будущее. Я все это читал с усмешкой, а теперь думаю - черт побери - так прав же чувак. При таком подходе вы можете полностью посмотреть игру и оплатить открытие только того гейм-плея, который вам нужен. Например - три профессии и операции. И все. Или там - бесконечные варзоны и больше слотов на ауке. What you see is what you get (что видишь, то и получаешь). Все честно, все открыто. И за деньги все, что ты сможешь купить - права полной учетки (сейчас это дешевле, чем у вов). Никаких кнопок "убей их всех" или анального доната. Впрочем, я повторяюсь.
Думаю, когда мы убьем таки Лей-Шеня, пойду я поиграю обратно в старую республику. Да и народу там в общем-то много. Все оставшиеся сервера в статусе хеви, да и визуально народу - ТОЛПЫ. Даже в три часа ночи по Киеву нашел за пять минут группу в флешпойнт (инстанс по вовоски) дамагером на 20-ый уровень. Кстати, комьюнити очень приятное. Познакомился в инсте с румыном, поболтали. оказалось человек всего три дня в СВТОР играет и ему очень нравится. Провалился говорите? ок. Кстати, мнго мелких багов пофикшено, и неудобства устранены. например - послевыхода из флеша вас не выкидывает тепреь на флот, а спрашивает - куда изволите - на флот или обратно? Жалко, пока квесты за флеш сдать прямо в нем нельзя. Ну да починят, наверное. Опять же - социализация там очень хороша. бьешь кого-то - ну не можешь убить. Кидаешь клич в чат - быстро найдется кто-нибудь на помощь на тот же квест/Н2+. Я так с одним Чезхом познакомился. поболтали. приятные люди все-таки...
Ну вот,я что-то заболтался, а мне уже надо бы баг фиксит, который второй день лежит. Вместо окончания - новая песня приятного Amarante:
Читал ММозговеда? Там как обычно ЛА1,2 наше всё, невероятный успех, отсутствие страха перед признанием ошибок, оригинальные ходы, смелые решения. А Близзард унылы и загибаются. Ничего предложить не могут и скоро умрут. Вот.
ОтветитьУдалитьНет, не читал :) Но судя по тому времени, когда я его читал - там ничего не изменилось. Жена иногда пересказывает, какие там холи-вары идут, ну да пустое.
УдалитьНасчет смелых ходов в ЛА2 я ничего не скажу (не буду уподобляться, я ведь не играл). А вот Аион, например - очень интересный мир и своеобразное очарование было напрочь убито костюмчиками и нуднейшей боевкой. Ну и отсутствием перспектив в игре.
А насчет загибающегося ВоВ - это надо рассказать нашим семи статикам :Р Ребята-то и не знают ;)
Это же фанаты, что с них возьмёшь. Миллионы мух не могут ошибаться. Нутыпонел.
УдалитьА! ну да, тупые фанаты портят все! Настоящие ММО не могут из-за них найти финансирование! ВоВ захавал весь рынок и привел индустрию в ад! Я ничего не пропустил? :)
УдалитьВообщем верно, да.
УдалитьНасколько я помню падение не на 1 млн., а на 1.3 млн. и падение официально планируется и дальше.
ОтветитьУдалить"Единственное, что я могу из всего приведенного сказать - если компания-разработчик имеет смелость сказать - у нас все пошло не туда и мы все переделаем - это значит они все делают верно. Самое худшее, что может быть с проектом - когда все понимают, что выходит дерьмо, но продолжают его релизить и пытаются продать. Вот это - и есть фейл."
Да ну?? Напишу блюпост по-другому. "Мы, такие опытные, годами делали-делали епичный мегапроект и ВНЕЗАПНО узнали, что делаем говно, поэтому снимаем большую часть людей с так необходимого нового проекта и кидаем их латать дыры в тонущих ВоВ и Дьябле. Которые хз почему, но ВНЕЗАПНО тонут." Напомню, что если выход проекта сильно затягивается, значит разработчики лохи и финал таких проектов как правило печален. Вспомнить хотя бы легендарного Дюка. Или Д3 - кастрированный банальный римейк Дьяблы 2, который вылез в первую очередь за счёт грамотного впаривания но ничего действительно стоящего из себя не представляет. А близзы, как мне кажется, давным-давно растеряв толковые команды, сейчас просто паникуют, так как не знают что делать. И тушат пожар в том же ВоВ пирогами и блинами: вот вам побольше слоупоцких инстов и сценариев, только не уходите.
Когда смотришь старые данные учитывай, что у той же Линейки куча клонов и куча фришек и не смотря на это она держится молодцом. В том году в России 14 вроде оффсервер открыли. А в ВоВ в России пора парочку закрывать - пустеют сервера и заметно. И это при том, что Линейка в разработке стоит куда дешевле, чем ВоВ, и предоставляет куда меньше всего интересного.
"От обоих писали кипятком фанаты"
о_О Нашёл на кого ориентироваться.
Комментарии этого читателя особо радуют шаман и веселят.
Удалить2Ахум, +1. люблю читать посты Сета :)
Удалить2Сет: ты честно хочешь ответа на свой коммент или же это просто так - мысли в воздух? Если хочешь, то скажу сейчас кратко, все, что ты сказал - неправда полностью или частично. Если интересуют подробности - добро пожаловать.
Да я и не уходил.
УдалитьЯ высказал своё мнение в связи с тем, с чем был несогласен. Есть интересная информация - обсудим.
Хочу добавить, что бывших ВоВеров не бывает. Я к примеру, в ВоВ сейчас не играю, но у меня несколько хайлевелов на аккаунте, и к следующим дополнениям/ большим патчам я никуда не денусь, проплачу :)
ОтветитьУдалитьА куда ты денешься? :)
УдалитьКстати, по поводу СВТОРа. Я когда-то сам себе пообещал, что не вернусь в него ни за что из-за пропаганды гомосексуализма на новой планете... а теперь вот думаю - так ли всё там страшно? Вы не видели ничего такого?
ОтветитьУдалитьТы не поверишь, но пропаганды гомосексуализма фактически не существует. Ни в игре, ни в реале. Этот термин выдуман думцами (среди которых адекватные люди встречаются весьма редко) для очередного распила бабок и пиара.
УдалитьА чего там бояться? просто с НПС, которые живут на новой планете (с некоторыми) есть варианты помеченые *флирт* для персонажей своего пола. Раньше можно было флиртовать только с противоположным. Вот в общем-то и все. Не хочешь флиртовать и не надо :)
УдалитьОтношение у вас ребят какое-то больно трепетное :) Ну вот кому-то хочется иметь и эту свободу выбора - может даже не вступать в гомосексуальные отношения, но иметь возможность. Что в этом плохого? Я вот дойду, попробую с каким-нибудь персонажем своего пола замутить :) Главное играть девушкой, да :)
Играть девушкой? Ужас. Чур меня.
УдалитьP.S. "И с этой стороны ничуть не лучше" (с) Иа. ;)
Пффф. Тоже мне проблема. Девушкой играть он не может, какая цаца :)
УдалитьДа я просто скринов насмотрелся на гохе про мужских нпц в бронестрингах, пристающих к героям. Вот ведь который год уже знаю, что гохе верить нельзя, а всё равно вот как-то поддался их влиянию(
УдалитьМогу теоретически, но терпеть не могу.
УдалитьАмаранты збс, в треклист.
ОтветитьУдалитьДэл, если интересно,у меня есть целая подобрка похожих коллективов. надо поделиться что ли? :)
УдалитьУра, хоть один единомышленник.
Так так... Неужели еще один любитель рока из "стран Северной Европы"? А как к Nightwish относитесь? Просто звучание как то уж слишком напоминает, посттарьинского периода.
ОтветитьУдалитьА мне пофигу откуда рок :) Главное,ч тобы красивый и можно тяжелый. Главное - драйв. А вот найтвиш у меня не пошел что-то. Не цепляют. хотя,я признаю очень красивый голос и достаточно мелодичное звучание. просто оно какое-то э... ну я не знаю... Как будто из 80-ых. Хочется чего-то новенького.
УдалитьА я как раз отчаялся по поводу SWTOR. Ненадолго хватило возрождения КомКона. Как ни зайду - один в гильдии. Однажды только встретил кого-то. Выяснилось, что я даже в гильдчат писать не могу.
ОтветитьУдалитьАут. Давай меняться. Ты идешь пока к нам, докачиваешь лока, одеваешь, а я тебе выбиваю место в К1, в котором как раз и рейдю. нам как раз очень нужен лок, который никуда не пропадает на пару месяцев.
УдалитьМы с тобой рейдим, пока не надоест. потом плюем на вов и вместе идем поднимать комкон в СВТОР. Я по нему тоже соскучился. Как тебе такой вариант?